Русский поэт. Тонкий лирик, певец крестьянской Руси.
Входил в кружок имажинистов (1919...1923). Автор циклов "Кобыльи
корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), "Черный человек" (1925),
"Анна Снегина" (1925), драматической поэмы "Пугачев" (1921).
Сергей Есенин родился в крестьянской семье в 1895
году. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в
Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30
стихотворений, составлен рукописный сборник "Больные думы" (1912),
который он пытался опубликовать в Рязани. С 1912 года Есенин с отцом
жили в Москве и работали в магазине Крылова. В марте 1913 года Сергей
устроился в типографию Товарищества И. Сытина подчитчиком, то есть
помощником корректора. Корректор Анна Изряднова вскоре стала его женой.
Она вспоминала о нем так: "Только что приехал из
деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый
костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук. С золотыми
кудрями он был кукольно красив... Настроение было у него упадочное - он
поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец
журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как
жить..." Брак с Анной с первых дней семейной жизни показался Есенину
ошибкой. Больше всего его заботил успех поэтический. В 1914 году,
наконец, его стихи напечатали в газете "Новь", в журналах "Заря",
"Парус" и др., но это были не лучшие его стихи. В 1915 году, несмотря на
рождение сына, Есенин оставил Анну с маленьким ребенком, решив попытать
счастья в журналах северной столицы.
Он приехал в Петроград за славой и сразу же
отправился искать Блока. Александр Блок назвал его "талантливым
крестьянским поэтом-самородком", а его стихи - "свежими, чистыми,
голосистыми", чем во многом определил успех Есенина в северной столице.
Сергей предстал перед петербургской творческой интеллигенцией в образе
наивного и простодушного деревенского паренька. Хотя с самого начала ни
наивности, ни простодушия в нем не было, как считал его близкий друг
Анатолий Мариенгоф. Он вспоминал, как Есенин объяснял ему свой успех в
Петрограде: "с бухты-барахты не след идти в русскую литературу. Искусную
надо вести игру и тончайшую политику.
...Не вредно прикинуться дурачком. Шибко у нас
дурачка любят... Каждому надо доставить удовольствие... Пусть, думаю,
каждый считает: я его в русскую литературу ввел. Им приятно, а мне
наплевать". Верная тактика сработала: в несколько недель Есенин завоевал
славу в самых влиятельных и изысканных петроградских литературных
кругах, он стал модным поэтом, любимцем журналов и гостиных. М. Горький
вспоминал: "Я видел Есенина в самом начале его знакомства с городом:
маленького роста, изящно сложенный, со светлыми кудрями, одетый как Ваня
из "Жизни за царя", голубоглазый и чистенький, как Лоэнгрин, - вот он
какой был. Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает
землянику в январе. Его стихи начали хвалить чрезмерно и неискренне, как
умеют хвалить лицемеры и завистники".
Очевидно, во время завоевания Есениным модных литературных салонов и появилась в его жизни Зинаида Райх.
Эта живая бойкая девушка работала в лево-эсеровской
редакции. Вместе с вологодским поэтом Алексеем Ганиным они отправились в
путешествие на Север - на Соловки и дальше в Мурманск. Под Вологдой
Есенин и Зинаида Рейх обвенчались в церкви Кирика и Иулиты. Сергей не
жил с ней постоянно, хотя она и родила от него двоих детей - Татьяну
(1918) и Константина (1920).
В 1918 году Есенин опять вернулся в Москву и после
непродолжительной дружбы с поэтами Пролеткульта примкнул к имажинистам.
Вместе с Мариенгофом они приобрели книжную лавочку на Большой Никитской,
а затем "Стойло Пегаса" на Тверской. Мариенгоф в "Романе без вранья"
упомянул Зинаиду Райх:
"Из Орла приехала жена Есенина - Зинаида Николаевна
Райх. Привезла она с собой дочку: надо же было показать ее отцу. Танюшке
тогда года еще не минуло.
А из Пензы заявился наш закадычный друг Михаил
Молабух... А вдобавок - Танюшка, как в старых писали книжках, "живая
была живулечка, не сходила с живого стулечка"; с няниных колен - к
Зинаиде Николаевне, от нее - к Молабуху, от того - ко мне. Только
отцовского "живого стулечка" ни в какую она не признавала. И на хитрость
пускались, и на лесть, и на подкуп, и на строгость - все попусту".
А потом, как рассказывал Мариенгоф, Есенин попросил
друга помочь ему отправить Зинаиду обратно в Орел. "... Не могу я с
Зинаидой жить... Говорил ей - понимать не хочет... Не уйдет, и все... ни
за что не уйдет... Вбила себе в голову: "Любишь ты меня, Сергун, это
знаю и другого знать не хочу..." Скажи ты ей, Толя, что есть у меня
другая женщина". Толя сказал, как велел Есенин, и Зинаида Райх с дочерью
уехала в Орел.
И еще рассказывал Мариенгоф о том, как "познакомился" Есенин с сыном, которого родила ему Зинаида Райх.
"Забыл рассказать.
Случайно на платформе ростовского вокзала я столкнулся с Зинаидой Николаевной Райх. Она ехала в Кисловодск.
Зимой Зинаида Николаевна родила мальчика. У Есенина спросила по телефону: "Как назвать?"
Есенин думал-думал, выбирая не литературное имя, и сказал: "Константином".
После крещения спохватился: "Черт побери, а ведь Бальмонта Константном зовут".
Смотреть сына не поехал.
Заметив на ростовской платформе меня, разговаривающим
с Райх, Есенин описал полукруг на каблуках и, вскочив на рельсу, пошел в
обратную сторону...
Зинаида Николаевна попросила: "Скажите Сереже, что я
еду с Костей. Он его не видал. Пусть зайдет взглянет. Если не хочет со
мной встречаться, могу выйти из купе".
Есенин все-таки зашел в купе глянуть на сына. Посмотрев на мальчика, сказал, что тот черненький, а Есенины черные не бывают".
Позднее кто-то вспоминал еще, что З. Райх, уже живя с
Мейерхольдом, требовала у Есенина деньги на обучение их дочери. О детях
Есенина и Райх, стоявших у его гроба, вспомнила Галина Серебрякова:
"Нехорошо было придумано, что его дети, сын и дочь,
поочередно читали над гробом стихи отца. Очевидно, из доброго чувства
Мейерхольд, их отчим, придумал этот спектакль, но вышло наигранно,
тягостно.
И еще как-то Мариенгоф обмолвился, что больше всех
своих женщин Есенин ненавидел Зинаиду Райх. А значит, считал он, Сергей
больше всех остальных ее - единственную - любил по-настоящему. А
ненависть из любви возникла потому, что перед тем, как выйти за Есенина,
она сказала ему, что он у нее - первый мужчина, а это оказалось
неправдой. И вот этого Есенин - мужик по крови - никогда ей не простил.
Всякий раз, когда он вспоминал Зинаиду, судорога сводила лицо, глаза
багровели, руки сжимались в кулаки: "Зачем соврала, гадина!" И у нее
другой любви не было. Возможно, это и правда. После окончательного
разрыва с Зинаидой Райх Есенин с легкостью относился к случайным
встречам, с удовольствием пил и скандалил в кабаках... Он был бездомен и
бесприютен, когда в его жизнь ворвалась Айседора Дункан, известная
американская танцовщица, приехавшая в красную Россию, чтобы открыть
студию танца для русских девочек.
Есть несколько версий их первой встречи. Но все
сходятся в одном: Айседора и Сергей сразу понравились друг другу.
Мариенгоф утверждал, что Дункан увидела Есенина на пирушке в студии
Якулова. На ней был красный хитон, льющийся мягкими складками. Волосы
были красные с отблеском меди, и несмотря на большое тело, она ступала
легко и мягко.
"Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастье,
А нечаянно гибель нашел".
Она увидела Есенина и улыбнулась ему. Потом Дункан
прилегла на диван, а Сергей Есенин пристроился у ее ног. Айседора
окунула руку в его кудри и поцеловала в губы.
"Мальчишкой, целуя коров в морду, я просто дрожал от
нежности... И сейчас, когда женщина мне нравится, мне кажется, что у нее
коровьи глаза. Такие большие, бездумные, печальные. Вот как у
Айседоры", - говорил Есенин. Она была талантлива, щедра и
непосредственна как ребенок, внутренне раскрепощена. Ее покорили
трепетная нежность, детскость, незащищенность души поэта. Есенин
напоминал ей давно погибшего сына, и она давала ему не только женскую,
но и материнскую любовь. Она была на 18 лет старше его. Он говорил
только по-русски, а она - по-английски, французски и немецки. Но они
понимали друг друга.
Через некоторое время советское правительство
перестало субсидировать школу Дункан, и она решила поехать в Европу,
чтобы найти деньги. Желая ускорить оформление визы для Есенина, они
решили официально зарегистрировать свой брак. Есенин и Европа друг другу
не понравились.
Поэт писал Мариенгофу: "В Берлине я наделал, конечно,
много скандала и переполоха. Мой цилиндр и сшитое берлинским портным
манто привели всех в бешенство. Все думают, что я приехал на деньги
большевиков, как чекист или как агитатор... Во-первых, Боже мой, такая
гадость, однообразие, такая духовная нищета, что блевать хочется. Сердце
бьется, бьется самой отчаяннейшей ненавистью..." О Есенине и Дункан
сохранилось много свидетельств современников. Эта пара поражала,
вызывала любопытство, интерес, породила много сплетен и толков. Наталья
Крандиевская-Толстая вспоминала, как увидела их в Берлине: "На Есенине
был смокинг, на затылке - цилиндр, в петлице - хризантема... Большая и
великолепная Айседора Дункан, с театральным гримом на лице, шла рядом,
волоча по асфальту парчовый подол..." Потом Крандиевская-Толстая
пригласила Дункан и Есенина на завтрак с Горьким. "Есенин читал
хорошо... Горькому стихи понравились, я это видела. Они разговорились...
Айседора пожелала танцевать. Она сбросила добрую половину шарфов своих,
оставила два на груди, один на животе... Есенин опустил голову, словно
был в чем-то виноват..."
Эту же встречу описал Максим Горький: "От кудрявого,
игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они
как-будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд
их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно,
то вдруг неуверенно, смущенно и недоверчиво... Пожилая, отяжелевшая, с
красным, некрасивым лицом, окутанная платьем кирпичного цвета, она
кружилась, извивалась в тесной комнате, прижимая к груди букет измятых,
увядших цветов..
Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами
эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как
подросток, изумительным рязанским поэтом, являлась изумительнейшим
олицетворением всего, что ему было не нужно".
Потом они уехали в Америку, где оказались в центре
внимания прессы. У Айседоры был контракт - танцевать в ряде восточных и
центральных штатов. После выступления она выводила на сцену Есенина,
представляя его публике как "второго Пушкина". На вечере у поэта
Мани-Лейба Есенин читал главы из книги "Страна негодяев". Вечер
закончился скандалом. Выступления Айседоры Дункан в США стали
невозможны. "В страшной моде здесь господин доллар. Пусть мы нищие,
пусть у нас голод, холод, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за
ненадобностью в аренду под смердяковщину", - делился своими
впечатлениями о загранице Есенин.
Сергей и Айседора возвратились в Россию в августе
1923 года. Приехав в Москву, они нашли школу в жалком состоянии. К
счастью, у Айседоры были чеки "Америкен экспресс" примерно на 70 000
франков. Подруга танцовщицы Мэри Дести писала в своей книге
"Нерассказанная история": "Айседора потратила все, что у нее было, на
школу. Это привело Сергея в ярость - он хотел владеть всем и раздавать
все друзьям. Десятки своих костюмов он щедро раздаривал направо и
налево, так же как обувь, рубашки и т.п., не говоря уж о туалетах
Айседоры, о которых она постоянно спохватывалась в Париже и считала, что
их крали горничные.
Они с Сергеем пробыли в Москве лишь несколько дней,
когда он исчез на несколько недель. Айседора была встревожена и думала,
что с ним что-то случилось. Без конца до слуха ее доходили сплетни,
будто по ночам его видели в ресторанах, обычно с женщиной. Так
продолжалось несколько месяцев. Он возвращался только для того, чтобы
выманить у него деньги, с которыми можно было устраивать дебоши.
Какое это грустное, неблагодарное дело для женщины с
тонкой душой стараться спасти разнузданного пьяницу! Но Айседора никогда
не чувствовала по отношению к нему ни малейшего гнева. Когда он
возвращался, ему достаточно было броситься к ее ногам, как перед
Мадонной, и она прижимала его златокудрую голову к груди и успокаивала
его". Наконец Сергей и Айседора расстались.
После Айседоры Дункан еще две женщины беззаветно
пытались спасти погибающего поэта. Одна его любила, другая была его
женой. Вернувшись из-за границы, Есенин со своими сестрами поселился у
Галины Бениславской, которая стала для Есенина близким человеком, другом
и помощником. "С невиданной самоотверженностью, с редким
самопожертвованием посвятила она себя ему... Без устали, без ропота,
забыв о себе, словно выполняя долг, несла она тяжкую ношу забот о
Есенине". В 1924 - 1925 годах Бениславская во время отъездов Есенина из
Москвы вела все его литературные дела. "Всегда Ваша и всегда люблю Вас",
- заканчивала она все письма к Есенину. Но он, обременяя ее
бесконечными поручениями, заверял лишь в нежной дружбе, которая была
"гораздо больше и лучше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без
этого настолько близки, что и выразить нельзя".
В то время женой Есенина была Софья Толстая, внучка
Льва Толстого, чем он очень гордился. Любовь ее к Есенину была нелегкой.
Софья Толстая была истинной внучкой своего деда. Даже обликом
напоминала его: вся в деда грубоватым "мужицким лицом, эта женщина
редкого ума и широкого сердца внесла в тревожную кочевую жизнь Сергея
Есенина свет и успокоение. Но, видимо, было уже поздно. В конце декабря
Есенин сбежал из Москвы в Ленинград, не сказав ни слова ни жене, ни
друзьям. О том, что пережила Софья Толстая, живя с Есениным в его черные
страшные последние годы, писала своей приятельнице мать Софьи Толстой,
Ольга Константиновна Толстая:
"... Нет слов, чтоб описать тебе, что я пережила за
эти дни за несчастную Соню. Вся эта осень, со времени возвращения их из
Баку, это был сплошной кошмар. И как Соня могла это выносить, как она
могла продолжать его любить - это просто непонятно и, вероятно,
объясняется лишь тайной любви. А любила она его, по-видимому,
безмерно... Его поступки... безумную, оскорбительную ревность - она все
объясняла болезнью и переносила безропотно, молчаливо, никогда никому не
жалуясь... В конце ноября или начале декабря он сам решил начать
лечиться и поместился в клинику, но скоро заскучал... Явился домой 21-го
декабря уже совершенно пьяный с бутылкой в руках... 23-го вечером мне
звонит Соня и говорит: "Он уехал..." И в первый раз в голосе Сони я
почувствовала усталость, досаду, оскорбление. Тогда я решилась сказать:
"Надеюсь, что он больше не вернется".
Дня через два Ольга Константиновна Толстая, мать
Сони, пришла к ней. "Соню я застала страшно мрачной, совершенно
безжизненной: она днями лежала на диване, не говоря ни слова, не ела, не
пила..."
"Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле",
- написал в эти дни Есенин, прощаясь с Соней и прося у нее прощения.
И в последний день жизни, 27 декабря 1925 года,
Сергей передал другу, поэту В. Эрлиху, стихи и попросил прочесть их
дома, оставшись наедине. Но Эрлих забыл о стихах Есенина. Утром узнал о
убийстве поэта, достал листок и прочитал:
"До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей".
Когда Софье Толстой сообщили о смерти Есенина, она страшно закричала, не хотела верить, была как безумная.
На Ваганьковском кладбище у могилы Сергея Есенина
собрались его жены и возлюбленные: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Галина
Бениславская, Софья Толстая... Айседора Дункан прислала телеграмму.
"...Его дерзкий дух стремился к недостижимому... Я оплакиваю его смерть с
болью и отчаянием".
Через год Галина Бениславская застрелилась на могиле Сергея Есенина. В 1927 году в Ницце погибла Айседора Дункан.
Софья Толстая сохранила ему верность и старательно
берегла все, что было связано с жизнью поэта, разбирала его архив,
готовила к изданию его сочинения. Рядом с обручальным кольцом она всю
жизнь носила медное кольцо, которое поэт шутя ей подарил. Оно было очень
широкое, и она его сдавила, чтобы можно было носить.
Муромов И.А. "100 великих любовников".
Источник: http://esenin.niv.ru/ |